Синоним слова «счастье»
Толковые словари определяют «удачу» так: «совокупность благоприятных, способствующих успеху обстоятельств, счастливый случай, желательный исход дела; счастье, везение (Малый академический словарь); успех, такой исход дела, который нужен, желателен кому-нибудь (Толковый словарь Ушакова). Есть и такое определение: «Счастливое, благоприятное стечение обстоятельств, способствовавшее желательному, нужному исходу дела; везение (Толковый словарь Кузнецова)
Словарь синонимов Абрамова ставит слово «успех» в один ряд со словами «счастье», «благополучие». Слово оценивается позитивно, ни о каком его двойном смысле ни в одном источнике речи не идёт.
И, поскольку события, которые могут быть охарактеризованы как удача, для большинства людей являются желанными и ожидаемыми, существует множество символов, её олицетворяющих.
И вот тут – будем внимательны! – вступает в силу укоренившееся в народе языческое сознание. Независимо от пола, возраста, социального или профессионального статуса многие люди искренне верят, что удачу можно притянуть с помощью предмета (оберега или талисмана) или действия (некоего обряда).
Увы, этому невинному с виду, но опасному суеверию, которое умело маскируется под народные традиции, подвержены и вполне серьезные, взрослые верующие воцерковленные люди.
Потереть, поплевать, покричать…
В России популярным способом привлечением удачи и везения считается потереть какую-либо часть памятника, камня, дерева или другого объекта окружающего мира. В Москве на станции метро «Площадь революции» издавна спешили к памятнику собаке, чтобы потереть нос. Доходило до того, что ради этого сомнительного действа благоразумные советские граждане специально выходили из поезда, а потом запрыгивали в него обратно. Медная собака на станции метро считалась приносящей удачу.
В 1990-е подобное язычество оформилось в традицию, в последнее время размах увлечения туристическими суевериями достиг небывалых масштабов. Модно и одобряемо стало потереть не только нос собаки, но и множество других выступающих деталей статуй: палец и лапоть крестьянина, туфлю студентки, ножку ребенка и колено рабочего.
Кстати, статуя собаки так пострадала от народной любви, что в 2014 году краевед Александр Можаев обратился к руководству метрополитена и Департамента культурного наследия с просьбой взять скульптуру под охрану или хотя бы повесить предупреждающие таблички. Увы, ему ответили, что предупреждать никого не станут, но собираются покрывать достопримечательности средством от стирания рельефа…
От собаки народное внимание перекинулось и на другое животное из столичной подземки – петуха, причём в подол птичницы, состоящей при петухе, стало принято бросать записки с пожеланиями. Интересно, что невзрачный на первый взгляд петух составляет главную загадку станции. Одни говорят, что трогать его ни в коем случае нельзя, иначе случится что-то ужасное. Другие приписывают темную силу только одному из четырёх петухов, не уточняя, какому. Такая завеса тайны делает объект внимания еще притягательнее.
Помимо зверей и птиц, а также выступающих частей тела и одежды, популярностью у посетителей исторических мест пользуется бронзовое и мраморное оружие. Так, искателями удачи до блеска натёрты детали памятников героям Великой Отечественной войны и других мировых войн и конфликтов: наганы, гранаты, приклады винтовок…
Причём единства во взглядах на правильный порядок действий по извлечению удачи таким способом нет. Существует мнение, что тереть нужно не любую собаку, а только «собаку Баумана» – у третьего вагона с конца в сторону «Щелковской». Само же происхождение приметы приписывают студентам Бауманки, которые якобы начали обращаться к статуе за помощью в 1938 году, когда была построена станция метро «Площадь Революции».
Но есть и народные умы, которые тонко разграничивают назначение предметов: наган приносит удачу в денежных делах, туфля девушки способствует успеху на свидании, а собака помогает легко сдать экзамен. Или так: нос собаки – в помощь на экзамене, а лапа – только на зачёте. Но, поскольку ритм жизни ускоряется, большинство проходящих трёт, что попадётся под руку – авось поможет.
Многие смеются над «суровой необходимостью» поплевать через плечо, но следуют ему, как и сотням других. И не возражают, когда друзья дарят обереги или бросают в кошелек «удачную монетку».
Приметы, суеверия и ритуалы прочно вошли в жизнь, более того, появляются новые.
Возьмём студентов. Даже отличники начинают то считать ступеньки, то стучать по деревяшке. Говорят, экзамен – лотерея, как не подстраховаться? У студентов крупных городов считается, что на экзамен надо ехать только на трамвае или троллейбусе, чтобы получить счастливый билет.
В Томске у студентов Политехнического университета популярно красить обувь расположенного рядом с вузом памятника Сергею Кирову, причем обязательно в красный цвет. Городским службам нелегко, но они почти привыкли. Ведь происходит это только накануне сессии.
Появились новые приметы и обряды и у водителей. Нельзя свистеть в машине: гаишники остановят. По той же причине не рекомендуется считать деньги в салоне – шелест купюр привлекает повышенное внимание ГИБДД.
Наряду с традиционными приметами в России постепенно прижились и заимствованные. Так, мода на фэн-шуй помогает продавать огромными партиями маленькие статуэтки лягушек, причем ставить их дома надо в местах, строго ориентированных по сторонам света и различным зонам.
Журналистка Анастасия Пирожникова вспоминает, как спровоцировала гнев продавца: «Как оказалось, лягушки должны сидеть на ковриках, смотреть в определенные стороны. Когда я искала шубу, то во время разговора присела к столу и случайно задела одну из лягушек. Женщина-продавец сорвалась на крик. Суть проблемы сводилась к тому, что лягушек нельзя трогать: те могут рассердиться и не будут приносить денег».
Откуда пошла удача
Понятие «удача» для многих людей сегодня напрямую связано с язычеством. А что известно о нем с древних времен?
Привычному пожеланию везения, произносимому русскими при расставании, соответствуют древне-скандинавское «Auja!» и древне-среднеевропейское «Aja!» Эти восклицания, имеющие магический, заклинательный характер, были частью нордических традиций.
В древности понятие «удача», как следует из этнографических материалов и древних скандинавских саг, означало не «везение», а некую важную характеристику человека. В скандинавских текстах можно встретить формулировки – «у него была хорошая удача» или «у него была плохая удача», «он приобрел (или потерял) удачу, совершив то-то и то-то», «его удача стала более (или менее) хорошей». В языке до сих пор сохранились выражения, отражающие те же представления: например, «удача оставила его».
Скандинавский термин «Auja», обычно переводимый как «удача», подразумевает не только «везение», но и счастье, радость, силу. О викинге, которому повезло в бою, говорили, что он победил, потому что у него была хорошая удача. Но так же отзывались о том, у кого ладно строились корабли, чья жена рожала много детей, кто умел вести за собой людей. Таким образом, «везение» – это только одно (хотя и характерное) из проявлений удачи. Саму же удачу древние норды понимали как особое личное (магическое) могущество.
Итак, в древние времена удача могла быть хорошей и плохой, иначе говоря – «положительной» и «отрицательной». Первая приносит благо, вторая – горе. Человек, чья удача – плохая, становится невезучим во всем, к чему прикасается.
Считалось, что удача может быть приобретена, утеряна или изменена. Так, например, по представлениям древних скандинавов, человек, совершивший воровство, переставал считаться мужчиной и терял «хорошую» удачу.
В древности удача считалась «заразной». Человек с плохой удачей в раннем Средневековье был обречен на одиночество. Путники нередко делали крюк, чтобы обогнуть дом или земли человека с плохой удачей, люди бежали из городов, где правили такие князья, и воины оставляли их дружины, если тому не препятствовали соображения этического характера.
Напротив, дом человека с хорошей удачей всегда полон гостей – каждому хочется побыть рядом с ним, прикоснуться к нему, поговорить с ним, т.е. перенять часть его удачи. Многие вожди викингов стремились зазвать в свои дружины воинов, известных большой хорошей удачей. При этом считалось, что удача не ограничена в количестве, т.е. сколько бы человек не делился с другими своей удачей – будь она хорошая или плохая – его собственная удача от этого не уменьшается.
Удача вождя распространялась на его людей. Переходя, как это часто бывало, от одного вождя к другому, викинги выбирали хёвдинга, обладавшего хорошей удачей. Города выбирали себя князя, оценивая характер его удачи. Князя, потерявшего хорошую удачу и приобретшего плохую, изгоняли.
В древней Ирландии существовали специальные ритуалы оценки «истинности» будущего верховного короля, поскольку возведение на престол «не-истинного» короля, т.е. короля, обладавшего плохой удачей, приводило к неурожаям, падежу скота и кровавым междоусобицам.
В старые времена удача представляла собой главную ценность, которой может владеть человек или род. Поэтому у богов просили не счастья или материального благополучия, а именно удачи. Её берегли как ценнейший дар. На ее приобретение или улучшение были направлены многие магические технологии.
Нередко такие технологии были связаны с персонификацией удачи в образе божества, связанного с конкретным человеком. Такой персонифицированный аспект удачи назывался на Северо-Западе «фетч» (др. -англо-сакс. fetch), «фюльгья» (др. -сканд. fylgja) или «ведогон» (слав.).
Удача – имя беса?
В одной из своих бесед известный румынский старец ХХ века архимандрит Клеопа (Илие) говорил, что удача – это имя беса.
«Я вижу, в некоторых помянниках вы упомянули беса Удачу, написав: «Об удаче дочери», «Об удаче сына», «Об удаче семьи». Что это вы вписали мне диавола в помянник? Вы знаете, кто такой был Удача? Это был самый большой демон, который скосил миллионы душ. Молох, или «Удача», был богом счастья у римлян, шумеров и карфагенян», – говорил старец.
Но разве имя «Молох» как-то связано с удачей? Этим вопросом задалось отечественное духовенство. Оказалось, это имя нарицательное переводится как «царственный». По словам ряда российских церковных исследователей, почитаемый старец, известный своей догматической точностью проповедей, в этом случае был не вполне точен и объективен. Проще говоря, в этом случае он ошибался – что не умаляет духовного наследия его трудов. Кстати, слово «удача», которое на его родном румынском звучит как «норок», перекликается с родственным ему славянским словом «нарок», что в переводе означает цель, намерение и т.п. В значении слова нет ничего языческого.
Да, Молох – древнее языческое божество, которому приносили в жертву детей для получения и привлечения удачи, но ставить знак равенства между двумя понятиями, языческим богом и удачей – в корне неверно.
Интересно, что слово «удача» встречается в Синодальном переводе Библии в нескольких местах, в том числе, в книге Экклезиаста. История Иосифа Прекрасного, проданного братьями в рабство в Египет – это, по сути, длинный и увлекательный рассказ об удачливости, посланной Богом праведнику за верность. Употребляют его и русские святые, например, преподобный Амвросий Оптинский, говоривший: «Кто праздников не почитает, тому нет удачи».
Одним словом, никакой бесовщины за словом «удача» как таковым исторически не проглядывает.
Успех и помощь Божия
Интересно, что русское слово «удача» имеет несколько другое значение, чем его европейские кальки. Оно происходит от глагола «дать». Как характеристика конкретного человека, «удача» – это то, что ему дано. И если речь идёт о язычестве, то «удача» – это то, что дано божествами, то есть идолами. Мы же верим, что все дано нам Богом Единым.
Христианство, увы, и до сего дня пронизанное языческими настроениями и установками, смешивается в наших представлениях с язычеством, как рожь с плевелами. Так для многих персонифицированная удача превратилась в некоего ангела-хранителя.
Итак, грань очень тонка. Как понятие «удача» вписывается в православную парадигму?
Можно ли сопоставлять её с понятием «благодать»?
Вспомним святых апостолов, можно ли сказать, что они были удачливы? Вероятно, да, ведь небольшая горстка людей понесла Благую весть по всему миру, по дальним странам, добраться до которых живыми и невредимыми в те времена само по себе было большой удачей. Для благополучного завершения задуманного им пришлось потрудиться не только телесно, но и духовно. Дух Святой помогал. Вера поддерживала. Но нельзя не согласиться, что попутный ветер дул в их паруса. Это их вёл Господь.
Именно такую тонкую понятийную грань обозначает Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, обращаясь к нам: «У слов «удача», «повезло» нет рационального содержания, – никто не может объяснить, что такое «повезло» или «не повезло». Куда повезло? Чем повезло? А мы употребляем эти слова, не задумываясь».
Важно христианское понимание этих выражений: «Прежде всего следует осознать: все, что с нами происходит, происходит при нашем активном участии. Человек не является механическим предметом в руках Божиих, – каждый из нас свободен, каждый участвует в том, что с ним совершается. Но бывают такие эпизоды в нашей жизни, когда нечто происходит на грани «могу» или «не могу», «способен» или «неспособен». И когда вдруг, вопреки всякой логике, достигается замечательный результат, одни говорят «повезло», а верующие утверждают, что именно в таких пограничных ситуациях, между «могу» и «не могу», действует Божия сила».
Господь входит в нашу жизнь и помогает нам в том случае, когда мы сами трудимся и когда мы молимся. Поэтому для того, чтобы идти вперед во всех областях – в промышленности, в транспорте, в науке, искусстве, в социальной жизни – мы должны научиться сопрягать труд, образование, полет мысли с верой и молитвой.
А что касается пожелания удачи… С любовью к своим близким и друзьям отчего бы не пожелать им немножко везения, понимая при этом, Кто и куда везёт нас, промышляя о нашем спасении.
Слово «удача», впрочем, как и любое другое слово родного языка, само по себе не полезно и не вредно, оно нейтрально. Употреблять его или нет в повседневной речи – личное дело каждого. Гораздо более важно то, каким содержанием – мыслью, верой и действием – мы наполняем то, что оно обозначает.
Суеверие.нет
ПРОСМОТРЫ (1971)