«К Богородице прилежно ныне притецем…»
К юбилейным датам 2020 года
Как ты видишь на иконе лицо Божией Матери, так Она, Пречистая Матерь Недремлющего Ока, видит всю душу твою, все помышления, чувства, намерения, предприятия, все нравственное твое состояние, все качества твои, все страсти, слабости, недостатки, конечно, и добродетели; все вздохи, слезы, все благоговение; слышит благодарение, славословие, все тайные и явные молитвы. Чудно ведение Ее, ибо Она – Матерь Всеведущего и Вездесущего, создавшего сердца наши.
О великом значении Пресвятой Богородицы в деле нашего спасения
850 лет прошло со времени знамения Пресвятой Богородицы, бывшего в Новгороде Великом в 1170 году и прославившего икону Божией Матери, ныне находящуюся в Новгородском Софийском соборе. Этот образ Царицы Небесной, именуемый «Зна’мение», является одной из самых почитаемых святынь Русской Православной Церкви, пред которой с древних времен великие святители и благоверные князья, священники и монахи, благородные и простые молились о мире и благостоянии святорусской земли. Через 125 лет после Новгородского знамения, в 1295 году, в страшную годину ига, когда почти вся Русь лежала в развалинах, недалеко от разоренного Курска была обретена икона Божией Матери, получившая именование: Курская-Коренная «Зна’мение». Прославившись многими чудесами в России, икона приобрела особое значение в XX веке, став Одигитрией русского рассеяния. Спустя 100 лет после явления Курско-Коренного образа Божией Матери, в 1395 году, Москва была спасена от нашествия Тамерлана, устрашенного видением Пресвятой Девы в тот час, когда москвичи встречали чудотворную икону Божией Матери Владимирскую – великую святыню, по молитвам перед которой неоднократно Русь чудесным образом спасалась от завоевателей. Еще через 75 лет, в 1470 году, в пределах нынешней Белоруссии Матерь Божия явила Свой образ, получивший именование Жировицкого и ставший одной из главных святынь западных рубежей Русской земли. В древней колыбели русской государственности, в златоглавой столице и в тихой провинции, в сопредельных странах и в далеком рассеянии чтил и чтит русский народ свою Заступницу и Небесную Покровительницу.
О великом спасительном значении для нас Божией Матери мы должны сказать, что Она участвует в деле нашего спасения не внешним образом, как Ангелы и святые, содействующие сему делу своими молитвами. Матерь Божия входит в дело нашего спасения самым тесным, внутренним образом, ибо Она дала плоть Сыну Божию из Своей пречистой утробы.
Сие великое спасительное значение Божией Матери станет для нас еще более понятным, если мы будем помнить, что без воплощения Господь не мог бы спасти нас от смерти и даровать нам вечную блаженную жизнь. В своем дивном творении: «О воплощении Бога Слова» святитель Афанасий Александрийский спрашивает: разве не мог Господь, как всемогущий, спасти нас от смерти одним Своим словом; зачем для сего необходимо было воплощение Сына Божия? Конечно, говорит святитель Афанасий, Господь одним Своим словом: «да не умирает человек» мог избавить нас от смерти. Но тогда Он оказался бы неверным Своему слову, ибо Им вначале было вынесено определение человеку: смертию да умреши (ср.: Быт. 2, 17), которое и вошло в силу после грехопадения Адама и Евы. Затем, продолжает великий святой отец, если бы человек внешним образом – в силу одного только всемогущего божественного слова, удерживался от смерти, то природа его в своей сущности все же оставалась бы смертной. Поэтому необходимо было Богу, во-первых, привить человеческую бренную природу к бессмертному Божеству, что и совершилось через воплощение Господа, а во-вторых, необходимо было Богу уже после Его воплощения и смерти умертвить в человеческой природе самую смерть, что и осуществилось через воскресение Христа.
Так, по свидетельству святителя Афанасия Александрийского, явствует вся необходимость воплощения Сына Божия для нашего спасения и, следовательно, все великое значение в сем деле Пречистой Девы Марии.
Этого мало. Господь сказал: Аще не снесте плоти Сына Человеческаго, ни пиете крове Его, живота не имате в себе. Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь имать живот вечный, и Аз воскрешу его в последний день (Ин. 6, 53–54). Таким образом, по учению Спасителя, без причащения Его Тела и Крови нет нам спасения – мы погибнем навеки. Откуда же, спрашивает епископ ** Феофан Затворник, это Тело и эта Кровь Христовы, которые мы вкушаем в величайшем Таинстве Евхаристии? – Из той же утробы, отвечает он, Пречистой Девы Марии.
Таким образом, как при воплощении Пресвятая Дева дивно участвовала в деле нашего спасения, давши плоть Сыну Божию, так продолжает Она участвовать в сем деле через Таинство Святого Причащения, в котором подаются нам Тело и Кровь Христа, взятые из той же пречистой Ее утробы.
Какой же из всего сказанного нами следует вывод?
Если так велико значение Пречистой Божией Матери в деле нашего спасения, то как же велико Ее молитвенное дерзновение перед Ее Сыном, Господом нашим Иисусом Христом?! Оно несравненно превосходит молитвенное дерзновение всех Ангелов и святых, взятых вместе.
Поэтому будем с непостыдным упованием умолять Пречистую Деву Марию, как Самую великую и несравненную нашу Заступницу, об избавлении нас от всяких бед и напастей.
История христианской Церкви свидетельствует, как Матерь Божия, в силу Своего величайшего дерзновения перед Богом, спасала христиан от всяких бед. Она была виновницей обращения на путь спасительной жизни таких великих грешников, каковыми были преподобная Мария Египетская и блаженный Феофил. Пречистая Дева Мария, ради молитв пред Ее Владимирским чудотворным образом, спасла Россию от грозного нашествия татарского хана Тамерлана в 1395 году. Она дивно спасла русских православных людей при царе Василии Шуйском во время осады шведами Тихвинской обители, за святые молитвы пред Ее Тихвинскою чудотворною иконою. Она явила заступление русскому народу ради молитв пред Ее чудотворным Смоленским образом во время нашествия Наполеона. А в 1877 году Она оказала нам дивную помощь в войне с турками, когда последние были устрашены видением на яву в воздухе Божией Матери, окруженной бесчисленным небесным воинством Ангельских сил.
Замечательно, что самым последним делом заступления Божией Матери будет Ее ходатайство за грешников пред Господом на Страшном Его суде. Это открыто было Богом преподобному Григорию, ученику великого угодника Божиего Василия Нового. В видении он созерцал будущий Страшный суд Христа и видел преподобный, как Матерь Божия заградила шествие в ад многих грешников, уже осужденных праведным судом Ее Сына. Она стала умолять Христа избавить их от вечных мук ради любви, которую имели они к ближним во время земной жизни, несмотря на то, что перед смертью не успели покаяться в некоторых грехах своих. И Господь в последний раз исполнил молитву Своей Пречистой Матери.
Если мы в лице Божией Матери имеем такую всесильную Заступницу, Которая может отменить правосудное определение Господа касательно грешников и избавлять их от великих бед, то почему же Она не избавляет нас от настоящих великих наших бедствий? Разве мы не молимся Ей? – Да, мы молимся. Но, к сожалению, плохо каемся или совсем не каемся. Правда, мы сознаем свои грехи и даже сокрушаемся о них, но это еще не есть истинное покаяние. Истинное покаяние состоит в решительной перемене греховной жизни на жизнь святую. Истинное покаяние будет у нас только тогда, когда мы будем подобны блудному сыну, который не ограничился только сокрушенным сознанием своих грехов, но встал, оставил свою преступную, гибельную жизнь, пошел для новой жизни к отцу своему и получил от него великую милость и любовь.
Так надо каяться и нам. Будем помнить, что грехи наши – это первая и самая главная причина всех наших несчастий. Недаром Господь, прежде чем исцелить расслабленного, сказал ему: Чадо, отпущаются тебе греси твои (Мк. 2, 5). Эти грехи, в особенности гордость с ее исчадиями – неверием и богоотступничеством, навлекают на нас гнев правосудного Господа. И только покаяние, с нашей решимостию не возвращаться более к прежним грехам, есть главная причина для проявления в нашей жизни неизреченного божественного милосердия.
Сам Господь, ради молитв Его Пречистой Матери, да наставит нас на путь решительного истинного покаяния во всех грехах наших.
Если так мы будем каяться, то Матерь Божия никогда не отвратится от нас и исполнит все наши молитвы. Зная всю великую спасительную для нас силу покаяния, Святая Церковь требует, чтобы наши молитвы к Божией Матери исходили из глубины нашего смиренного и сокрушенного сердца. Поэтому будем, возлюбленные, всегда в покаянии умолять Пречистую Деву Марию о своем спасении, прибегая к Матери Божией с такими словами церковной молитвы: «К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадем в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи: Тя бо и Едину надежду имамы». Аминь.
** Епископ Феофан Затворник был прославлен в лике святителей в 1988 г.
ПРОСМОТРЫ (33)