Что является подлинным центром жизни православного христианина? Или иначе – что должно являться этим центром? Ответ очевиден: жизнь духовная. Но какие подчас сбивчивые представления о ней имеет современный человек – причем не «внешний», а самый что ни на есть «церковный»! Полагаем, что мысли о духовной жизни, проблеме послушания и духовничества, высказанные профессором Московской духовной академии Алексеем Ильичом Осиповым, покажутся нашим читателям интересными и, что еще важнее, принесут им пользу.
Профессор Московской духовной академии Алексей Ильич Осипов
Нельзя зажечь огонь, не имея огня
Основная беда наша заключается в том, что мы теплохладные. Нет у нас того горения к Богу, которым обладали некоторые люди, вошедшие в историю Церкви как «святые», «великие», «преподобные». А отличало их, прежде всего, какое-то поразительное искание Бога.
В начале 20-го века у представителей русской интеллигенции пробудился этот необычайный огонек искания: где же Истина, есть ли Бог, зачем я живу, каков смысл моей жизни и жизни человечества? В настоящее время происходит нечто подобное. Но у подавляющего большинства современных людей, как и тогда, нет этого огня, который жег бы душу, заставляя ее искать ответы на эти вопросы. А ведь нельзя зажечь огня, не имея огня.
…Церковь Православная… Ой, как красиво! Ой, как хорошо! Ой, как поют, ой, как торжественно… Сходить в храм – хорошо… по праздникам, по воскресным дням. Постоим там, помечтаем, послушаем хор… Ходим на исповедь, причащаемся, постимся даже. Все нормально, совесть спокойна. В общем, духовно живем так хорошо, что, кажется, большего и желать нечего.
Когда одна святой жизни игуменья – Арсения (Себрякова) († 1905) – говорила сестрам своей обители: «Какие вы христиане? В вас нет христианства, где ваше Православие?». Они были возмущены: «Мы делаем все, что нужно: ходим в храм, исполняем все послушания, вычитываем правило, соблюдаем Устав… Что еще она от нас требует? Еретичка!».
Убеждение в том, что христианская жизнь состоит в исполнении церковных установлений (поста, молитвенных правил, принятия таинств, посещения богослужений, участия в них и проч.), то есть во внешнем благочестии,- это та беда, которая промыслительно ярко отражена в Евангелии. Когда пришел Христос и сказал скрупулезным исполнителям Закона не в бровь, а в глаз: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды» (ср.: Мф. 23:25), то возмущению их не было предела. Кончилось, мы знаем чем – распятием Христа.
Источник: http://www.k-istine.ru
ПРОСМОТРЫ (19)