• Приписной храм: ХРАМ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО В С. МАЗИКИНО

  • ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! 

    «Ты же, человек Божий… преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости. Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван…» (1Тим. 6:11-12).

Память святых апостолов Варнавы и Варфоломея

   24 июня Святая Церковь празднует память святых апостолов Варнавы и Варфоломея (Нафанаила).
Фрагмент статьи из т. 6 «Православной энциклопедии». Москва, 2003 г.

Варнава [арам. ?; греч. Βαρν?βας] († ок. 57), ап. от 70 (пам. 11 июня). Считается основателем Кипрской Православной Церкви и ее 1-м архиепископом.

Источники

Кроме Деяний святых апостолов важнейшими источниками, повествующими об апостольской деятельности В., являются апокрифические «Хождения и мучение Апостола Варнавы» (Акты Апостола Варнавы) (V в., до 488 г.), приписываемые ап. Марку, и Энкомий (похвальное слово) (кон. V — нач. VII в.; наиболее вероятно — 2-я пол. VI в.) мон. Александра Кипрского. По словам агиографа, Энкомий написан на основе сочинений Климента Александрийского (III в.) и «др. древних авторов». Ряд сведений о В. содержится в житиях кипр. святых I в.- Ираклидия, еп. Тамасского, и Авксивия, еп. Солийского (BHG, N 204, 743 — оба не ранее VI в.).

Начало апостольской деятельности

В. происходил из состоятельной евр. семьи, жившей на Кипре. При рождении ему было дано имя Иосия (Деян 4. 36), или Иосиф (Epiph. Adv. haer. I. 2. 30, 25). Апостолы нарекли его В., что означает «сын утешения» или «сын пророчества» (Деян 4. 36). Он принадлежал к колену Левитову, причем Александр Кипрский уточняет, что В. вел свой род от прор. Самуила (1. 9). Согласно Александру Кипрскому, В. в юности был послан родителями в Иерусалим, где вместе с Савлом (буд. ап. Павлом) обучался у известного законоучителя Гамалиила. Благодаря В., убедившему апостолов в искренности обращения Савла, прежний гонитель христиан вошел в общение с учениками Христа (Деян 9. 27). Семья В. имела богатые владения не только на Кипре, но и в Иерусалиме. Сам он, продав земельный участок около города, передал деньги апостолам на нужды иерусалимской христ. общины (Деян 4. 37).

В Деяниях апостолов не говорится об обстоятельствах обращения В. По свидетельству мон. Александра, в Иерусалиме В. стал очевидцем исцеления расслабленного у купальни Вифезда, а также др. чудес, совершенных Христом в иерусалимском храме. В. пал к стопам Спасителя и испросил его благословения (1. 12). Он обратил в христианство свою сестру Марию, мать ап. Иоанна Марка.

Апостольская деятельность В. началась после побиения камнями первомученика Стефана (34/5 г.). Спасаясь от гонений, начавшихся после смерти Стефана, члены иерусалимской общины «прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слова, кроме Иудеев. Были же нек-рые из них Кипряне и Киринейцы, к-рые, пришедши в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса» (Деян 11. 19-20). Когда в Иерусалиме стало известно о распространении христианства в Антиохии, апостолы поручили В. отправиться туда (Деян 11. 22). Прибыв в Антиохию, он утвердил новообращенных и поддержал деятельность эллинистов (Деян 11. 23). Потом, отправившись в Тарс, он привел оттуда Савла (Деян 11. 25) и привлек его к проповеднической деятельности среди антиохийских язычников. Целый год они вместе проповедовали в Антиохии, многих обратив ко Христу. Их ученики впервые в истории стали называться христианами (Деян 11. 26). Среди обращенных иудеев-киприотов были исцеленный от проказы Аристоклиан (впосл. еп. Амафунтский) и, вероятно, Мнасон (впосл. еп. Тамасский) со своим другом Феоной (Хождения и мучение Апостола Варнавы, § 20).

Узнав о грядущем голоде (44 г.), антиохийские христиане собрали деньги и послали их через апостолов В. и Савла иерусалимской общине (Деян 11. 29-30). В. и Савл вскоре возвратились из Иерусалима в Антиохию, взяв с собой племянника В. Иоанна Марка (Деян 12. 25).

В Антиохии В. возглавил круг «пророков и учителей», куда входили Симеон Нигер, Луций Киринеянин, Манаил, воспитывавшийся вместе с Иродом Антипой, и Савл (Деян 13. 1). На протяжении 11-й и 12-й глав и 1-12 стихов 13-й главы (до рассказа об обращении проконсула Сергия Павла) при описании их апостольской деятельности имя В. всегда стоит впереди имени Савла. Жители Листры сравнивали В. с Зевсом, а Савла с Гермесом (Деян 14. 12).

1-е путешествие апостолов Варнавы и Павла

По Божественному внушению они отправились на проповедь, обратив ее как к эллинам, так и к иудеям. В этом путешествии их сопровождал племянник В. Иоанн Марк. Из Антиохии они прибыли на Кипр (весна 45 г.), проповедовали в Саламинских синагогах и прошли весь остров до Пафоса (Пафа) (Деян 13. 4-6). В Пафосе рим. проконсул Сергий Павел, «призвав Варнаву и Савла, пожелал услышать слово Божие» (Деян 13. 7). Их оппонентом выступил иудейский маг и псевдопророк Вариисус (Елима). Савл совершил чудо, временно ослепив Вариисуса, в результате чего многих обратил в христианство, в т. ч. и самого проконсула (Деян 13. 6-12). Т. о., Кипр стал первой страной, где у власти был христ. правитель. С этого момента Савл стал именоваться Павлом. В Пафосе, согласно местному преданию, ап. Павел претерпел мучение «сорока без одного» ударами.

Маршрут апостолов не указывается в Деяниях, а в кипр. источниках существуют различные версии. Среди городов и местностей, в к-рых побывали апостолы, упоминаются Китий, Тамас, Палехори, Агрос, Лампадист, Солы, гора Олимп (совр. Олимбос) и др. Наиболее вероятно, что апостолы передвигались по острову, пользуясь системой рим. дорог.

В Китии (совр. Ларнака) они встретили прав. Лазаря Четверодневного, к-рый из-за преследования иудеев вынужден был покинуть Палестину и переселиться на Кипр. В. и Павел рукоположили его во епископа Кития (Χατζη?ω?ννου. Τ. 1. Σ. 352-356).

В «Хождении ап. Варнавы» рассказывается, что они посетили г. Лампадист (по мнению одних исследователей, он располагался к востоку от совр. сел. Какопетрия, по мнению др.- к юго-западу от сел. Мицеро, на вершине, где находятся развалины визант. ц. Панагии Ламподусы). Здесь они встретили Ираклия из Тамаса, с к-рым познакомились еще в Китии. В. крестил его с именем Ираклидий и рукоположил во епископа Тамаса (§ 16-17). Согласно житию св. Ираклидия, его крещение произошло в «реке Солейской» (т. е. в р. Сетрах, протекающей по горной долине Марафаса и впадающей в море у г. Солы). Около места крещения Ираклидия сейчас находится мон-рь св. Иоанна Лампадистиса (сел. Калопанайотис).

Из Пафоса оба апостола отплыли на корабле в М. Азию, о чем упоминает Евсевий Кесарийский в «Церковной истории» (Euseb. Hist. eccl VII. 25, 15-16). Далее (без Иоанна Марка, к-рый отделился от них и вернулся в Иерусалим) они отправились в Памфилию (Пергию и Атталию), Писидию (Антиохию Писидийскую) и Ликаонию (Иконию, Листру и Дервию), проповедуя как иудеям, так и язычникам. В этих городах они основывали христ. общины, сталкиваясь с сильным противодействием иудеев (Деян 13. 13-52; 14. 1-26).

Возвратившись в Антиохию, оба апостола вступили в полемику с иудео-христианами относительно необходимости обрезания для христиан. Для решения этого вопроса они отправились в Иерусалим, где рассказали, «какие знамения и чудеса сотворил Бог через них среди язычников» (Деян 15. 12). Иерусалимский Собор апостолов (48 г.) принял решение не обременять христиан из язычников исполнением закона Моисеева (Деян 15. 1-31 и Гал 2. 9). Павел и В. жили в Антиохии, «уча и благовествуя» (Деян 15. 35). Через нек-рое время они решили посетить основанные ими христ. общины в М. Азии. Однако между ними возникло разногласие из-за Иоанна Марка, к-рого Павел не хотел брать с собой, поскольку тот оставил их в Памфилии во время 1-го путешествия (Деян 15. 36-38). В конце концов В. отправился на Кипр с Марком, а Павел с ап. Силой — в М. Азию и далее во Фракию и Элладу (48 или 49 г.) (Деян 15. 39-41). На эпизоде расставания апостолов заканчивается повествование об апостоле В. в Новом Завете. Разногласие между апостолами не повлекло за собой вражды (Ioan. Chrysost. In Acta Apostolorum. 34.1): ап. Павел с уважением говорит о В. в своем послании (1 Кор 9.6) (ок. 56). О более позднем сотрудничестве апостолов существует одно косвенное упоминание в Послании Колоссянам (Кол 4. 10).

Путешествия В. в Александрию, Рим и Медиолан

Ряд источников содержит разноречивые сведения об апостольской проповеди В. в Александрии, Риме и Медиолане (совр. Милан). Климентовы «Встречи» (Recognitiones, IV в.), находящиеся в составе Климентин и дошедшие в лат. переводе Руфина Аквилейского (V в.), говорят о деятельности В. в Риме еще во время земной жизни Спасителя. Климент встретил В. в Риме, где апостол проповедовал Евангелие (Recognitiones. I 6). Акты ап. Петра (§ 4) также упоминают о пребывании В. в Риме (NTApo. Tüb., 19242. S. 233). В Псевдо-Климентовых гомилиях рассказывается о том, как Климент Римский встретил В., «одного из учеников Сына Божия», в Александрии (Hom. 1. 9-16; Hom. 2. 4) и спрятал его в своем доме, чтобы защитить от толпы философов, старавшихся опровергнуть проповедь В. с помощью силлогизмов. В. возвратился в Иудею, куда затем прибыл Климент. Они встретились у ап. Петра, и В. просил Климента сопровождать его в Рим (Hom. 1. 14-16. 5).
                                                                    Апостолы Варнава и Варфоломей.                                                  Миниатюра XV в. (РНБ). Фрагмент            
Александр Кипрский считает, что путешествие В. из Антиохии в Рим, а затем в Александрию и его возвращение в Антиохию состоялись позднее — вскоре после побиения камнями первомученика Стефана (2. 20-21).

Древнейшие источники не говорят о проповеди В. в Медиолане. Наиболее раннее упоминание об этом встречается в Апостольских списках Псевдо-Епифания (VI-VII вв.) и Псевдо-Дорофея (VIII-IX вв.). Подробно его деятельность в Медиолане описана в соч. «De adventu Barnabae Apostoli» в составе «Datiana Historia Ecclesiae Mediolanensis» или «De situ civitatis Mediolanensis» (IX в.), где говорится, что В. отправился в Рим сразу после расставания с ап. Павлом, т. е. прибыл туда ранее др. апостолов и первым возвестил там евангельское учение. На Западе В. считается небесным защитником Милана и покровителем бондарей и ткачей.

2-е путешествие В. на Кипр

После расставания с ап. Павлом В. прибыл из Антиохии на остров в сопровождении Иоанна Марка (Деян 15. 35-39). Как рассказывается в «Хождении ап. Варнавы», они сели в Лаодикии на корабль, плывущий на Кипр, и ночью высадились на берег в Кроммиакити (совр. Кормакитис). Их приняли у себя Аристон и Тимон, слуги языческих жрецов (§ 14). На следующий день они отправились в Лапиф, однако не вошли в город, т. к. там совершался языческий праздник (§ 16). Оттуда они поднялись в горы в г. Лампадист (здесь в «Хождении ап. Варнавы» помещается эпизод крещения Ираклидия, к-рый большинство исследователей относят ко времени 1-го путешествия), взошли на гору Хионодес (совр. Хионистра) в Троодосе и спустились в Палеа-Пафос (совр. Куклия) (§ 18). Здесь они остановились у Родона, бывшего рабом в храме Афродиты и ставшего христианином. В Палеа-Пафосе В. был узнан Вариисусом, к-рый приложил все усилия, чтобы не допустить его прибытия в Пафос. Поэтому В., Марк и Родон пошли в Курион (§ 18). Приближаясь к этому городу, они встретили процессию идолопоклонников, двигавшуюся к святилищу, в которой участвовало множество обнаженных мужчин и женщин. В. проклял это позорное шествие, и тотчас обрушилась зап. часть городских стен, задавив и покалечив многих, остальные нашли прибежище в святилище Аполлона (§ 19). Вариисус, собрав иудеев у городских ворот, воспрепятствовал входу апостолов в город (§ 19). На следующий день апостолы пришли в селение около Амафунта, где их принял Аристоклиан, затем отправились в Амафунт, где совершались языческие торжества. Вариисус возмутил против них живших там иудеев и снова помешал войти в город (§ 20). Наконец, они достигли Кития, где их никто не принял (§ 21), и отплыли оттуда в Саламин (Констанцию) (§ 22).

Мученическая кончина В.

Год смерти В. (ок. 57) устанавливают, исходя из общей хронологии событий, изложенных в Деяниях святых апостолов. Ранее предпочтение отдавалось др. дате — 61-62 гг. В «Хождении» рассказывается, что по прибытии в Саламин В. стал проповедовать в синагоге (§ 22). Через 2 дня в город приехал Вариисус и поднял против В. иудеев. Они схватили апостола и хотели вести его на суд к правителю Саламина, но, узнав, что на Кипр приехал один благочестивый родственник имп. Нерона, иудеи решили казнить В. тайно. Ночью, надев аркан на шею, апостола повлекли из синагоги к ипподрому и далее за городские стены, где предали сожжению (§ 23). Прах В. собрали в пелену и, запечатав ее свинцом, решили бросить в море (§ 23). Однако Марку вместе с Тимоном и Родоном удалось ночью похитить прах и похоронить его в одной из пещер около города, где прежде поселились иевусеи. Вместе с прахом апостола они положили Евангелие, к-рое тот получил от ап. Матфея (§ 24). Марк, Тимон и Родон 3 дня скрывались в пещере от иудеев, а затем отправились в Лимнит (§ 25). В Житии св. Авксивия говорится, что там Марк рукоположил Авксивия, только что прибывшего из Рима, во епископа г. Солы (§ 8). Оттуда Марк на егип. судне отплыл в Александрию.

Согласно Энкомию Александра Кипрского, В. был схвачен в Саламине во время проповеди в синагоге сир. иудеями и после долгих мучений был предан побиению камнями. Иудеи решили сжечь тело апостола, чтобы уничтожить его бесследно, но оно чудесным образом осталось невредимым в огне и было тайно погребено ап. Марком и др. христианами (2. 29).

Обретение мощей В.

Согласно Энкомию Александра Кипрского (4. 40), гробница апостола, его мощи и Евангелие были обретены после явления В. Анфемию, архиеп. Саламина (ок. 488). В. трижды являлся Анфемию во сне и велел искать его мощи в 5 стадиях от города, в месте, называемом Игиас (в переводе с греч. «Место здравия», т. к. там часто совершались чудеса), в пещере под рожковым деревом. На груди апостола было обнаружено Евангелие от Матфея, переписанное рукой В. (4. 40). Доски переплета были сделаны из туевого дерева (Suda. Θ. 541).

Это событие произошло в критический период для Кипрской Церкви, когда Антиохийская Церковь при патриархе-монофизите Петре Гнафевсе стремилась установить над островом свой контроль под предлогом, что Кипр получил христианство от Антиохии. Евангелие, найденное в гробу В., было отвезено архиеп. Анфемием в Константинополь и предъявлено визант. имп. Зинону (474-491). Обретение мощей апостола являлось важным аргументом в полемике с Антиохийским Патриархом, т. о. была доказана и окончательно признана автокефалия Кипрской Церкви как основанной апостолом. Архиепископ, избиравшийся Кипрскими епископами, получил 3 имп. привилегии: носить порфировую мантию, имп. скипетр (вместо посоха) и подписываться киноварью.

В «Церковной истории» Феодора Анагноста (I 2) говорится, что Евангелие было помещено имп. Зиноном в ц. св. Стефана в Большом дворце и что оно выносилось для чтения в Великий четверг. Это Евангелие видел там буд. Патриарх Антиохийский Севир, посетивший визант. столицу в 508 г., о чем он пишет в своем послании. Считается, что вместе с Евангелием в К-поль была перенесена и часть мощей В. и положена в храме св. Стефана. Из латинского описания К-поля («Аноним Меркати») известно, что в XII в. часть мощей В. хранилась в ц. Богородицы Перивлепты (Триаконтафиллос), построенной в 1034 г. имп. Романом III Аргиром (Описание святынь К-поля. С. 452). Согласно Типикону Великой ц. X в., память В. в К-поле совершалась в ц. ап. Петра, пристроенной к Св. Софии (Mateos. Typicon. Т. 1. P. 310).

Основная часть мощей апостола осталась на Кипре. Архиеп. Анфемий после возвращения из К-поля основал на месте их обретения монастырь (см. ст. Варнавы апостола мон-рь) и построил большую трехнефную базилику. Рака с мощами апостола была перенесена из пещеры в новый храм и установлена, согласно Александру Кипрскому, справа от жертвенника, в апсиде юж. нефа. Игум. Даниил (1106-1107), перечисляя кипрские святыни, называет мощи В. на 2-м месте вслед за упоминанием мощей свт. Епифания Кипрского (ППС. 1885. Т. 1. С. 10-12). В 1629 г. частица мощей В. была привезена в дар рус. царю Михаилу Феодоровичу кипрским посольством во главе с Иоасафом, архим. мон-ря св. Николая (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. Д. 1629 г., № 11. Л. 3) (Белоброва О. А. Кипрский цикл в древнерусской лит-ре. Л., 1972. С. 18). После тур. оккупации (1974) мощи В. были вывезены в юж. часть острова и хранятся в мон-рях Киккском и Махерас.

Согласно зап. традиции, основная часть мощей В. была перенесена с Кипра в Милан, откуда глава святого попала в Тулузу, а др. частицы оказались в Падуе, Кремоне, Кёльне и Праге.

Сочинения ап. Варнавы

В. приписывался ряд сочинений, получивших распространение в первые века христианства. Важнейшее из них — Варнавы апостола послание, которое пользовалось большим авторитетом в Александрии и цитировалось в сочинениях церковных писателей. Климент Александрийский (Clem. Alex. Strom. II 6, 7) и Ориген (Orig. Contra Cels. I 63) не сомневались в авторстве В. Ориген называет это Послание соборным. Но Евсевий (Euseb. Hist. eccl. III 25. 4) и блж. Иероним (Hieron. De vir. illustr. 6) уже считают его авторство спорным. Совр. исследователи датируют это сочинение II в. Послание В. включено в Синайский кодекс НЗ IV в. непосредственно после Апокалипсиса.

Изречение (maxim), надписанное именем В. (PG. Т. 2. Col. 781-782), является не выдержкой из послания, а фрагментом др. несохранившегося произведения. Евангелие от Варнавы, текст к-рого утрачен, упоминается как апокрифическое в Каталоге Геласия (Decretum Gelasianum) (V в.) и в Каталоге 60 канонических книг (VI-VII вв.). Тертуллиан (De pudic. 20) приписывает В. Послание к Евреям. В. иногда рассматривался и как автор Деяний святых апостолов. Патриарх Фотий, использовавший не дошедшие до наст. времени источники, в «Амфилохии» замечает, что «автором «Деяний» одни называют Климента Римского, другие — ап. Варнаву, прочие — евангелиста Луку» (Phot. Ep. 123, 17-18), но в дальнейших рассуждениях Фотий доказывает авторство ап. Луки.

В поздних итал. и испан. списках сохранилось др. Евангелие от Варнавы, плод происламской полемики, которое, по мнению Л. Чирилло, восходит к апокрифической компиляции, возникшей в иудео-христианской среде до V в.

Почитание апостола Варнавы

Согласно древней традиции, В. считается главой («корифеем») 70 апостолов (ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 632), что отражено в ряде агиографических (Энкомий Александра Кипрского) и гимнографических памятников (кондак, служба 11 июня: «Господень был еси всеистинный служитель, апостолов же явился еси семидесятих первый» (Минея (МП). 1986. Т. 10. Ч. 1: Июнь. С. 380). Особо почитается Кипрской Православной Церковью.

Еще до составления в IV-V вв. списков апостолов от 70 В. включается в число 70 учеников Спасителя Климентом Александрийским (III в.) в «Очерках» (Hypotyposes VII) и «Строматах» (Clem. Alex. Strom. II 6. 31; II 20. 116), а вслед за ним и Евсевием в «Церковной истории» (I 12. 1; II 1. 4).

Псевдо-Климентовы гомилии (Hom. 1, 9-16; 2, 4) подчеркивают, что В. являлся непосредственным учеником Спасителя. Входящие в состав Климентин «Встречи» (V в.) идентифицируют В. с Матфием, избранным вместо предателя Иуды, т. о. включая В. в число 12 апостолов (Recognitiones. I 60).

Кроме Актов В. (BHG, N 225) и Энкомия Александра Кипрского (BHG, N 226) сохранились посвященные апостолу Слово «О мире и о Св. Варнаве» (401 г.), приписываемое Севериану, еп. Габальскому, или, что менее вероятно, Иоанну Златоусту (BHG, N 226 f.) (Παπαδ?πουλος-Κεραμε?ς. ?Αν?λεκτα. 1891. Т. 1. С. 15-26), Похвальное Слово Леонтия Монаха (VI-VIII вв.) (BHG, N 226d), «Воспоминание», или «Записка» (?Υπ?μνημα) XI в. (BHG, N 226е), житие в составе Императорского Минология XI в. (BHG, N 2057). В кратком житии, помещенном в Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 745-746), подчеркивается связь В. с ап. Петром: он принял хиротонию от Петра и назван его спутником. В «Воспоминании» XI в., напротив, В. назван спутником Павла, а также братом ап. Аристовула, чья дочь была женой ап. Петра (Van Deun. Р. 326).

Источники: BHG, N 204, 225, 226, 226d, 226e, 226 f., 2057; Delehaye H. Saints de Chypre // AnBoll. 1907. T. 26. P. 236-237; Franchi de’Cavalieri P. Note agiografiche. R., 1930. T. 6. (ST; 33); Halkin F. Les Actes Apocryphes de St. Héraclide de Chypre disciple de l’Apôtre Barnabé. Appendice: S. Myron évêque de Tamasos en Chypre? // AnBoll. 1964. T. 82. Fasc. 1-2. P. 133-170; Die Pseudoklementinen. Bd. 1: Homilien / Hrsg. B. Rehm, J. Irmscher, F. Paschke. B., 19692. (GCS; 42). S. 23-281; Χατζη?ω?ννου Κ. Π. ?Η ?ρχα?α Κ?προς ε?ς τ?ς λληνικ?ς πηϒ?ς. Λευκωσ?α, 1985. Τ. 1. Σ. 306-339; Dolbeau F. Une liste latine de disciples et d’apôtres traduite sur la recension grecque du Pseudo-Dorothée // AnBoll. 1990. T. 108. Fasc. 1-2. P. 51-70; Van Deun P. Un Mémoire anonyme sur S. Barnabé (BHG, 226e): Éd. et trad. // AnBoll. 1990. T. 108, fasc. 3-4. P. 323-335; Acta Philippi et Acta Thomae. Accedunt Acta Barnabae / Ed. M. Bonnet // ActaAA. 2/2; Sancti Barnabae laudatio auctore Alexandro Monacho et Sanctorum Bartholomaei et Barnabae vita e menologio imperiali deprompta. Vita Sancti Auxibii / Ed. P. Van Deun, J. Noret // Hagiographica Cypria. Turnhout e. a., 1993. P. 208-236. (CCSG; 26); Писания мужей апостольских. Рига, 1994. С. 47-91.

Литература: Χρ?στου Π. Κ. ?Ο ?Απ?στολος Βαρν?βας. ?Αθ?ναι, 1951; idem. Βαρν?βας ?π?στολος // ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 632-637; Kraft B. Barnabas // LTK. Bd. 1. Sp. 1255-1256; Bardy G. Barnabé (1) // DHGE. T. 6. Col. 847-849; Brock S. P. «Barnabas: yios parakleseos» // JThSt. 1974. Vol. 25. P. 93-98; Cirillo L. Un nuovo Vangelo apocrifo: il Vangelo di Barnaba // Rivista di storia e letteratura religiosa. 1975. T. 11. P. 391-412; Bauckham R. Barnabas in Galatians // JSNT. 1979. Vol. 2. P. 61-70; Παυλ?δης Α. Βαρν?βας απ?στολος // ΜΚΕ. 1989. T. 3. Σ. 153-157; Scorza Barcellona F. Barnabas // EEC. 1992. Vol. 1.2. P. 111; Breytenbach C. Paulus und Barnabas in der Provinz Galatien: St. zu Apostelgeschichte 13 f.; 16,6; 18,23 und den Adressaten des Galaterbriefes. Leiden, 1996. (AGAJU; 38); Kollmann B. Joseph Barnabas: Leben und Wirkungsgeschichte. Stutt., 1998. (SBS; 175); Read-Heimerdinger J. Barnabas in Acts: A Study of his Role in the Text of Codex Bezae // JSNT. 1998. Vol. 72. P. 23-66; Wedderburn A. Paul and Barnabas: The Anatomy and Chronology of a parting of the ways // Fair play: Diversity and conflicts in early Christianity. Essays in honour of H. Räisänen. Leiden etc., 2002. P. 291-310; Öhler M. Barnabas. Tüb., 2003. (WUNT; 156).

О. В. Лосева

ПРОСМОТРЫ (10)

Комментирование запрещено